По просьбе Алукарда.Статья про изготовление самурайских мечей.
Большинство кузнецов-оружейников кадзи вело полурелигиозный и воздержанный образ жизни. До XIII в. кузнецы были либо приверженцами школы Тэндай, либо горными отшельниками ямабуси. Однако позднее изготовление меча оказалось син-тоизированным подобно большинству культурных заимствований японцев.
Каждая операция в ходе ковки клинка рассматривалась как религиозная церемония. Для совершения последних, самых ответственных операций кузнец облачался в придворный церемониальный костюм картину и придворную шапку эбоси. Кузница кадзия становилась на это время священным местом, через нее протягивали соломенную веревку симэнава, к которой прикреплялись бумажные полоски гохэй — символы религии Синто, призванные отпугивать злых духов и призывать духов добрых. Каждый день перед началом работы кузнец очищал себя холодным обливанием и молил Коми о помощи в предстоящей работе. Ни одному члену его семьи не разрешалось входить в кузницу, кроме его по-мощника. Его пища готовилась на священном огне, на сексуальные отношения, животную пищу, крепкие напитки было наложено табу. Создание совершенного клинка (а уважающий себя кузнец ломал весь брак) часто требовало работы в течение нескольких месяцев. Сталь для японского меча получали из черного пескообразного оксида железа (Fe203,), называемого сатэцу. Для получения стали сатэцу сплавляли с углем в печи-плавильне, называвшейся татара. Эти печи не были исконно японским изобретением. Считается, что в Японию они пришли из Маньчжурии через Корейский полуостров в VI—VII вв. К IX в. татара получили распространение по всей Японии. Последнюю такую печь погасили только в 1925 г., но вскоре одна из них снова заработала. Она работает и по сей день в маленьком городе Ёкота в западной части Хонсю, снабжая сырьем современных мастеров-оружейников.
Плавильню татары обычно строили на склоне горы. Сначала выкапывали яму, обкладывали ее глиной и камнями и сжигали в ней древесный уголь. Это подготавливало почву, удаляя лишнюю влагу. Затем из глины строили собственно печь, которая обычно имела около 4,5 м в длину, 1,5 м в ширину и 1,2 м в высоту. Стены были толщиной 25 см и каждый раз отстраивались заново. Снизу делали отверстия, через которые подавали воздух. Один цикл плавки занимал 5 дней: один день — на отстройку стен, три дня — на плавку и один день — доставание железа. За одну плавку печь перерабатывала 8 т сатэцу и 13 т древесного угля. Температура в печи достигала 1200—1500 °С. По окончании плавки стены печи разбивали и доставали спекшуюся железную массу кэра весом около 2 т. Кэра заталкивали на специально выстроенную рядом башню высотой около 10 м и сбрасывали на камни. Обломки этой крицы дополнительно разбивали молотами и сортировали. Примерно половина кэра состояла из стали с содержанием углерода 0,6—1,5 %. Такая сталь называлась тамахаганэ и использовалась далее мастерами-оружейниками. Оставшуюся половину кэра дополнительно перерабатывали, превращая в сталь оро-сиганэ. Кузнец сначала тщательно сортировал куски тамахаганэ в зависимости от содержания угля, а затем отбивал их в пластины и ломал пластины на мелкие кусочки. Тщательно отобранные кусочки укладывали на заранее приготовленный железный лист, прикрепляли длинную железную ручку, оборачивали рисовой бумагой и завязывали, чтобы образовавшийся плотный прямоугольный блок не рассыпался. Блок имел стороны от 7,5 до 12,5 см и весил от 2 до 3,5 кг. Надо заметить, что готовая полоса меча весит вдвое меньше. Много материала терялось в процессе изготовления. Все это поливали жидкой смесью глины и соломенной золы в воде, служившей как для защиты всего этого свертка до помещения в огонь, так и в качестве флюса, облегчающего плавку. Плавильное пространство, используемое кузнецами, представляло собой длинный узкий котлован, выложенный глиной. Воздух подавался мехами, которыми оперировал сам кузнец, а топливом служили тщательно отобранные куски соснового древесного угля. Как только достигалась нужная температура, частично переплавленный блок перемещался на наковальню и сковывался в плотную массу помощниками кузнеца, которые ударяли кузнечным молотом по месту, указанному кузнецом. В результате тщательного контроля за интенсивностью, направлением и точностью ударов, блок вдвое вытягивался в длину и вполовину в толщину, в то время как ширина оставалась прежней, а края квадратными. После повторного нагревания нижнюю часть блока очищали, поливая наковальню водой и отбивая на нем блок молотком; это вызывало взрыв пара, который уносил в себе верхний слой окалины и грязи. Далее шла та часть процедуры ковки, от которой очень многое зависело: надо было разрезать блок почти надвое стамеской, перегибая его назад до соединения двух половинок и затем сковывая стык так, чтобы туда не попала окалина и не было несваренных промежутков, которые явились бы причиной слабости в окончательном клинке. Очень внимательно следили за тем, чтобы поверхность наковальни, а следовательно, и получающаяся поверхность бьши абсолютно гладкими и чтобы не бьшо карманов, куда могла бы попасть окалина и шлак. С каждым складыванием, разогревом и плавкой металл покрывался слоем глины и присыпался золой от соломы или чистился пучком соломы, которая горела на горячем металле, и на нем образовывалась зола, причем металла нельзя было касаться рукой. Операция складывания, производившаяся от 15 до 20 раз (если процесс повторялся большее количество раз, то сталь ослабевала), приводила к получению металла с меньшим количеством шлака, чем многие современные образцы стали. Иногда три или четыре такие заготовки делались отдельно, а потом сваривались вместе. Процесс ковки тогда повторялся пять раз и получалось более четырех миллионов слоев стали. Во время длительного процесса складывания, нагревания и ковки из металла удалялись примеси и выгорала часть углерода, но, что важнее, металл получался однородным и структура очищенной, а соответственно повышалась и твердость. Получившийся брус можно было превратить в готовую полосу меча, обрабатывая молотком до нужной длины и формы. Но можно было использовать и как составную часть для более сложной конструкции, например, для каваганэ — поверхностного высокоуглеродистого металла. Сталь же для сердцевины синганэ содержала значительно меньше углерода и получалась совместной ковкой пластин мягкого железа и стали. Полученный блок складывался около десяти раз. Каваганэ и синганэ могли комбинироваться разными способами. Например, для получения конструкциила-кури-гитаэ каваганэ придавали V-образ-ную форму, в которую вкладывали синганэ. Затем все это сковывалось в единую полосу меча. С помощью этих методов кузнец мог получать и другие сорта стали, необходимые для различных конструкций клинка, и путем простых тестов, таких, как изучение цвета и текстуры треснувшей поверхности, мог очень точно определить свойства каждой. Если лезвие делалось из отдельного куска, использовалась сталь, называвшаяся хотёганэ (илихаганэ). Она делалась из тамахаганэ и дзукуоросиганэ (старого железа из горшков и т. п.) и складывалась 18 раз. Так, для получения конструкции вари-ба-гитаэ блок разрезался по всей длине и в него вковывалась хотёганэ. Сталь для обуха клинка называлась мунэганэ и была, как правило, очень твердая. Каждый кузнец имел собственные методы и секреты ремесла, считая, что они помогают выковывать самые лучшие мечи. Так, некоторые кузнецы при ковке постоянно смачивали молот, в то время как другие, считая, что это слишком быстро остужает железо, предпочитали, чтобы он был сухой.
Осторожно ориентируя те куски металла, которые подвергались складыванию только несколько раз, кузнец мог регулировать слоистость стали хада и, таким образом, тип поверхностных узоров дзиха-да, видимых на готовом клинке. Если блок складывался вдоль, то слои стали располагались перпендикулярно поверхности и на готовом клинке появлялся узор из прямых линий масамэ-хада. Этот метод назывался масамэ-цукури. Если же блок складывали поперек и поверхность была параллельной складкам, то вследствие небольших неровностей в слоях получались прекрасные эффекты сучковатого дерева мокумэ-хада или итамэ-хада. Для усиления этого эффекта использовался метод, называвшийся хада-гитаи, при котором поверхность отделанной заготовки выдалбливалась и вдавливалась молотком в разных местах на обеих поверхностях, пока не становилась плоской и не проявлялась стратификация (расслоение) составляющих металлов. Для получения волнистого узора аясуги-хада в промежуточном блоке удаляли боковины. В полной мере зернистость хада проявляется только на неотшлифованных и на незакаленных частях клинка; она достигается специальными японскими процессами шлифовки. Зернистость не видна на отшлифованной до блеска плоскости клинка синоги-дзи или на закаленной части клинка якиба. Когда составной блок был готов, его вытягивали в полосу, по размерам и форме примерно равную величине и форме полосы меча, пользуясь деревянным шаблоном хинагата для определения пропорции и изгиба. Небольшим молотком кузнец аккуратно придавал форму острию, ребру клинка, лезвию и хвостовику. Окончательное придание формы и очистка производились стругом и напильниками, когда полоса меча была закреплена на деревянном блоке. Если после тщательного осмотра не выявлялось никаких дефектов и кузнец был удовлетворен своей работой, он пробивал отверстие мэкуги-ана в хвостовике, благодаря которому полоса меча будет удерживаться в рукояти.
По завершении ковки наступала очередь ножа для зачистки и напильника для придания окончательной формы клинку и хвостовику. Теперь могли совершаться грубая шлифовка, нанесение подписи и других надписей на хвостовике, создание дола хи или резьбы хоримоно, хотя эти процессы обычно приберегались на самый конец, когда можно будет судить о результате. Теперь полоса меча была готова для самой сложной и важной операции из всех — закалки лезвия яки-ирэ. Для этого весь клинок покрывался смесью глины, речного песка и порошка древесного угля на толщину около 0,3 см. Паста накладывалась более толстым слоем у обуха клинка и более тонким у лезвия. Таким образом, лезвие получалось гораздо тверже, чем остальной клинок. В ходе покрытия у самого лезвия заостренной бамбуковой палочкой проводилась прямая или неровная линия, которая впоследствие давала волнистый рисунок закалки хамон. Часто кузнец накладывал тонкие полоски густой пасты до самой режущей кромки лезвия. Получалась серия тонких секторов мягкой стали, называемых аси. Их функция — ограничить повреждения небольшой областью, если твердое лезвие начнет трескаться.
Затем кузнец захватывал хвостовик щипцами и проводил клинком, повернутым лезвием вниз, над огнем из угля сосны, пока с помощью мехов не достигалась требуемая температура. В этом убеждались, наблюдая за цветом раскаленного клинка там, где около хвостовика был виден непокрытый металл. С этой целью кузница специально затемнялась. Для получения тонкой узкой закаленной частиякиба клинок нагревался до неяркого красного цвета, чтобы локализовать затвердение, но для более прочных образцов допустимы были ярко-красный или оранжевый цвета раскаленного металла.
Всё про оружие
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12008-03-10 11:29:37
Поделиться22008-03-10 11:32:05
А вот статейка про оружие в аниме.
Что такое аниме, даже далёким от темы японской мультипликации людям не приходится объяснять, сложнее обстоит дело с разнообразным оружием, использующимся в нём. Даже отбросив явно ультрафантастичных боевых роботов с виброкатанами, остаются странные вопросы – неужели зонтик такое страшное оружие? Как рассечь камень катаной, не говоря уже о головной повязке и что за странное оружие – 30 мм «Харконнен» (30-40 по данным разных источников)? Количество странного оружия слишком велико. Однако, надо помянуть следующие тенденции:
Огнестрельное оружие
Что есть огнестрельное оружие, знают все и создатели аниме не исключение. Более того, используют они его разнообразно и не забывают любовно выписать арсенал героев, так что имеет смысл сделать именно его первым объектом вскрытия.
А всё-таки оно перезаряжается!
Несмотря на странность оружия, манипуляции с ним производятся в довольно верной манере. Нет попыток стрелять с полусогнутых рук по нескольким направлениям (Вспомните небезызвестный Tomb Raider!), приятно следить и за перезарядкой оружия, которая кстати показывается крупным планом – бой на это время даже может приостановиться, да что уж там, перезаряжается оно даже чаще чем нужно, ибо процесс шибко живописен, и очень хорошо идет под немногословные скупые мужские шутки, которыми истинные герои обмениваются, чтобы дать зрительским ушам отдохнуть от канонады. Это кстати первый признак, по которому создателей подобного аниме можно причислить к блестящим рядам маньяков оружейного дела. Кроме того, любое реальное стрелковое оружие, если ему вообще нашли место среди фантастичных стволов, узнаётся специалистом без особых проблем и даже используется правильным способом - бельгийский 5,7 мм ПП ФН-П90 в руках майора Кусанаги, а оперативники хелльсинга вооружены не просто какими-то МП5, а именно Е5.
Трансформеры
В противоположность предыдущему пункту, забота о дизайне оружия часто превалирует над его функциональностью. Чего стоит хотя бы крест, совмещённый с ракетомётом, пулемётом и хранилищем запасного оружия? А саксофон трансформирующийся в многоствольное нечто? Хуже всего обстоит именно с трансформацией всего и вся – японские аниматоры всегда неравнодушно относятся ко всему, что выдвигается и щёлкает. Запомните, если какая-то штуковина только что выдвинулась и щёлкнула – это лишь необходимая жертва реализмом на алтаре специфически понимаемой красоты, относитесь к тому, что вы увидите затем спокойно и не пытайтесь сделать каких-либо выводов о реалистичности фильма в целом.
Голь на выдумку хитра
Однако часто замечается, что при разработке художник явно думал над улучшением боевых качеств оружия - чего стоит хотя бы красивейший револьвер из Trigun – перенос ствола напротив нижней каморы, литая пластина поверх – неудивительно, что в течение двадцати шести серий неоднократно поминают тяжесть этого оружия, зато такой задел на гашение отдачи массой самого револьвера… Нельзя конечно однозначно заявить о всеобъемлющих познаниях, о нет, любительским подходом так и тянет изо всех щелей, но каждая деталь выписана с любовью. А 30мм снайперское оружие в коротком сериале про бойцов с вампирами Hellsing – это не такое странное преувеличение в условиях уже созданной пушки от maadi-griffin, использующей те же патроны, от автоматической авиационной пушки GAU-8! Могу лишь добавить, что хотя стоит каждый такой патрон немалой суммы, использование его в условиях снайперской стрельбы вполне оправданно – эти снаряды к автоматической пушке специально созданы для точной стрельбы, в отличие от снарядов для многих других авиационных пулемётов, патроны к которым имеют часто даже и искусственно введённое дополнительное рассеивание… Впрочем, вернёмся к теме. А по теме, если вы видите ствол, не идентифицируемый с первого взгляда, то не пытайтесь идентифицировать его вовсе. Это плод больной фантазии, зато достаточно серьёзный и продуманный – в западных фильмах вы никогда не встретите такого феномена, как интересующийся реализмом, а не внешней реалистичностью изображения художник-аниматор.
А чем мы из них стреляем...
Боеприпасы к огнестрельному оружию в аниме - вообще отдельная песня. Где еще пуля, угодив в середину супостатской анатомии, разрывает его на две половинки или швыряет бедолагу так, что он проламывает своей несчастной персоной Х слоев несокрушимого бронестекла, очень кстати имеющегося за спиной жертвы? Или любопытна упоминавшаяся ранее 30-мм пушка Харконнен из Хельсинга, представляющая собой некий гибрид снайперской и противотанковой винтовки, но при этом позволяющая выстреливать снаряд, по действию напоминающий боеприпас объемного взрыва для гранатомета. Здесь аниматоры решительно отказались от аккуратных маленьких дырочек, руководствуясь девизом "сносить - так полчерепа!" Что ж - специфика жанра обязывает.
Холодное оружие
Холодное оружие в японском кинематографе давно стало едва ли не фетишем. Когда бы ни происходили события, в каком бы месте ни были б, японец найдёт место парочке красивых клинков, ну или хотя бы большой дубины, нет, ну как же в наш просвещённый век без дубины?
Плох тот художник, который не мечтает стать хитокири*
Увы, ограничение частоты кадров накладывает вето на реализм изображения даже простейших движений. Даже в лучших в своём роде анимационных произведениях максимум, на который мы можем надеяться, это относительно реалистичные стойки и положения, соответствующие картинкам из учебников фехтования. А в движении это увы выглядит странно, более всего странно, когда какой-нибудь самурай пропахивает траншею пятками не меняя своей идеально выверенной стойки. Однако вряд ли что-то может помочь увеличить реализм, гипербола всё же была есть и остаётся визитной карточкой аниме, без которой его образ немыслим. Страннее всего выглядят поединки на равных вооружённого и безоружного противников. Как сказал один из смотревших сериал samurai-X любителей холодного оружия – это балет.
Бой на коньках для фигурного катания
И опять же, почти каждый раз, когда перед создателями анимы появляются альтернативы – использовать подходящее по эффективности, либо по эффектности оружие, они выбирают второе. Отсюда вечные ниньзя с шипастыми цепями, оборотень-наёмник Андерсен с багинетами** 17-го века, и алмазные нити (углеволокно?) в руках ангела смерти Вальтера. Последнее уже и вовсе никем кажется не применялось, ну если не считать пил из нейлона с алмазным напылением, но это не оружие. То есть, если видите в аниме оружие – это не значит, что его стоит применить в похожей ситуации. Зато это значит, что его применение в этой ситуации будет очень красиво смотреться.
Катана как сверхдальнобойный инструмент
А вы знаете, какой самый странный феномен японской манеры изображать битвы на холодном оружии? То, что мечи работают на совершенно жутчайших расстояниях – самураи ими пускают мощнейшие вихри по воздуху, устраивают страшные землетрясения и раскалывают землю едва не до извержений магмы. Ещё меч поджигают и лупят горящим клинком до остервенения, мечом создаются бури и многое-многое другое… Удивительно только то, что при таком множестве способов применения меча, иногда им ещё и рубят. Хотя вру, европейскими клинками и рубят и наносят уколы, как-то не приспособлено видимо европейское оружие к раскалыванию земли. И вихри режущие противников и каменные горы пополам получаются только при применении катаны. Отсюда вывод: катана – страшное дальнобойное противотанковое оружие.
Они всё знают
Сложно представить, но всё же при всей нереальности происходящего, создатели не только хорошо знакомы с каноном, согласно которому называется то или иное оружие, но также могут легко перечислить плюсы и минусы применения того, или иного клинка. Это очень хорошо заметно в диалогах, обсуждающих аспекты применения того или иного оружия. Неизвестно, стоит ли принимать это во внимание при оценке реалистичности, но одна тенденция видна – создатели аниме в большинстве своём знают об оружии много больше, чем показывают.
Бой без оружия
О, ну как тут стране известной своими школами боевых искусств обойтись без них в кинофильмах и мультипликации? Просто никак нельзя. Потому и мы будем писать о них, ведь боевые искусства в аниме уж точно не самая однозначная статья.
Марионетки
Как и в случае с холодным оружием, подводит ограничение частоты кадров, точнее ограничение времени на рисование художником этих кадров. Здесь это проявляется в ещё более серьёзной форме, ведь кроме простых блоков-ударов парирования появляются захваты, броски, несколько большее разнообразие стоек… точнее НЕ появляется. Совсем. Отняли у нас всё разнообразие. На выбор остались: изображение лица, ноги… ноги на лице… Захвата (мелькает на мгновение) и ещё очень серьёзной битвы, происходящей так: один герой со всех сил лупит в торс другого, тот, обычно не меняя стойки, а просто пропахивая землю пятками, из последних сил удерживается… Или не удерживается на ногах, это в сущности не важно, всё равно он встанет и ответит. Если не ответит – его подвела сила духа – он плохой, не самурай. Вот и весь сказ. Напоминает марионеточный поединок на кукольной арене.
Добро победит!
Вот и ещё один вопрос к японцам: почему при серьёзном в общем-то отношении к боевым искусствам, они позволяют себе так профанировать их в аниме? Поясню: победа всегда или почти всегда достаётся хорошему, а не тому, кто круче. Если сражаются двое хороших они в конце концов помирятся. Или выиграет самый хороший. Исключение пожалуй только в паре сериалов, где герой по определению круче всех.
Фаябол!!!
А, ну как же без этого. Герои пробивают кулаком скалы, оставляют выбоины которые не каждый кумулятивный снаряд выроет и непонятно как ещё не сняли с себя скальп случайно почесавшись. Да, всеобщее стремление к гиперболе в аниме, полностью раскрывается только здесь. Считайте, что боец может всё, не ошибётесь. Но не вздумайте считать, что хоть через сотню лет в реальности кто-то может дорасти до этого уровня. Да вы так и не подумаете, точно знаю, как только увидите, как с кряхтением герой вылезает из выбоины оставленной в камне его кулаком.
Продолжение следует
Не сказано ещё ничего про технику в аниме. Вероятно, если интерес читателей к теме не исчезнет, я напишу следующую статью на эту тему. А пока – выводы из предыдущей статьи:
- Огнестрельное оружие сработано в аниме довольно реалистично.
- Холодное оружие сработано из рук вон в смысле реалистичности боя – сказываются технические ограничения.
- Рукопашные техники в аниме не реализованы как таковые.
- Основное ограничение реалистичности в аниме – жанровое, а не техническое и называется стремлением к эффектности.
За сим и откланиваюсь, до новых статей.
Поделиться32008-03-10 11:36:59
Спасибо WerWolf